15 Декабря 2017 Пт

Информационный портал районной газеты Коньково ЮЗАО г.Москвы

Определена дата встречи с главой управы 20 декабря в 19.00 по адресу: Коньково - ул. Академика Арцимовича, д. 7 (школа № 113). Тема встречи: о мероприятиях по празднованию Нового года и Рождества;

Паломники из Беляева съездили в Дивеево


5 Мая 2016

Поездка в Дивеево, точнее подготовка к ней, началась еще в феврале, когда паломники (прихожане храма Иверской иконы Божией матери в Беляево) посетили Курские пределы, где родился Прохор, и Муром, где находились дивеевские святыни. Теперь они отправились в Серафимо-Дивеевскую обитель, место, где почивают мощи Серафима Саровского.


Паломники посетили Спасо-Преображенский собор, побывали на всенощном бдении, послушали пение монахинь, набрали земли со Святой Канавки, освященной стопами Пресвятой Богородицы, и которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила». Однако чуть не опоздали к закрытию корпуса, что нам почти по-Афонски грозило заночевать у запертых врат.


Основала монашескую общину богатая помещица Агафья Семеновна Мельгунова. Овдовев, она решила посвятить жизнь Богу и постриглась в монахини под именем Александры.


По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В дальнейшем была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.


В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы вполне исполнить указание Божией Матери. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. 


В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Перед смертью она попросила отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью.


В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, подвижник удалился в Саровский лес, где прожил 30 лет. 


Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50 человек. В монастырь принимались девицы, жены и вдовы.


Вскоре Серафим Саровский основал еще одну девичью общину, в которую взяли восемь сестер. Здесь принимались только девицы. 9/22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Еще старец наказывал «непрестанно молиться, за все благодарить Господа и всегда бодрствовать и быть радостными, дабы никогда не допускать духа уныния». 


В 1862 года, когда община была возведена в монастырь и была назначена игумения Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова). За 42 года ее управления монастырем обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик: были построены Троицкий собор, игуменский корпус с храмом святой равноапостольный Марии Магдалины, трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, колокольня, а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер.


В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.


Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон.


К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора — все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек. Однако обитель до 1927 года оставалась крупным паломническим центром и принимала тысячи людей.


Игумения Александра, поселившаяся после разгона монастыря в Муроме, сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, — протоиерею Виктору Шиповальникову, которые были им переданы возрожденному монастырю в 1999 году.


21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.



Теги:  Дивеево, Серафим Саровский, православие, Коньково, паломники, храм Иверской иконы Божией Матери