...

В Конькове пройдет выставка, рассказывающая о судьбе русской деревни


18 Апреля 2016

С 18 апреля по 22 мая галерея "Беляево" открывает выставочный проект «Русская история в тихой речи северной деревни Учма. Путешествие из Греции в Россию». На выставке рассказывается об отдельно взятой волжской деревне и ее огромном значении для русского крестьянства на примере экспонатов из Учемского музея истории Кассиановой пустыни.

В 1999 году коренной учемец Василий Смирнов открыл музей, посвященный не только родной деревне, возникшей на берегу Волги пять столетий назад, но и о византийском князе Константине Мангупском (в монашестве преподобный Кассиан Грек), основавшем здесь же монастырь. В экспозиции, созданной Василием и его женой Еленой Наумовой, благодаря скрупулезно собранным историческим артефактам (фотографиям, письменным свидетельствам, аудиозаписям, предметам крестьянского быта), раскрывается тесная взаимосвязь маленького села с известными географическими и культурными координатами эпохи Возрождения в Европе и России. Но история не единственная тема, которую поднимает музей. Трагическая судьба русской деревни, вот на что основатели музея просят обратить внимание: «В XXI веке убрали с географических карт около 30 тысяч деревень. Вместе с людьми, жившими некогда в сельской местности, исчезает весомая часть тысячелетней культуры и целой цивилизации». Сохранившиеся семейные альбомы жители деревни передают в музей. Вместе с записанными рассказами о повседневной жизни крестьян они являются бесценными экспонатами, настоящими музейными редкостями, которые и можно будет увидеть в трех залах галереи «Беляево» на выставке «Русская история в тихой речи северной деревни Учма. Путешествие из Греции в Россию».

Село Учма раскинулось на правом берегу Волги, в десяти километрах от Мышкина и в двадцати двух — от Углича. В конце XV века на живописном волжском берегу была основана Успенская Учемская Кассианова Пустынь. Ее возникновение связано с Константином Мангупским, греческим князем из рода Палеологов и Великих Комнинов. После крушения Византийской Империи он поселился в Риме, много путешествовал: посетил Москву в свите Софьи Палеолог (бабушки Ивана Грозного), в Ферапонтовом монастыре принял постриг с именем Кассиан, жил и умер в Учме и был причислен к лику русских православных святых. Учемская Пустынь и подмонастырская Учемская слобода пережили польско-литовское нашествие и просуществовали до 1764 года, когда указом Екатерины Великой были национализированы. Земли и крестьяне стали государственными, а церкви — приходскими. Дальнейшую судьбу храмов определил 1917 год. Боясь раскулачивания, наиболее зажиточные крестьяне создали колхоз «Красная Учма», выправили документы и разъехались кто куда. В 1935 году все церкви были отобраны и закрыты, в монастыре расположился Волголаг, в нем поселились заключенные, а после завершения строительства Рыбинского водохранилища и разлива Волги в 1940-е годы, высокий берег, на котором некогда стояли храмы, превратился в узенькую косу на мелководье. Вопреки прогнозам слобода осталась на суше, и в ней поселились жители ушедших под воду земель Мологского уезда. Они пополнили колхоз «Красная Учма», вместе с учемцами создали на Рыбинском море богатую рыболовецкую базу. Однако в 1970-е годы рыбхозяйство ликвидировали, а ловлю запретили под страхом наказания за браконьерство. Колхоз стал чисто сельскохозяйственным и в связи с укрупнением вошел в состав объединенного колхоза «Дружба», в котором работало более двухсот человек. В Учме были школа, медпункт, контора, клуб, конюшня на пятьдесят лошадей, коровник на шестьдесят четыре коровы, ледник для молока, пункт приема рыбы, силосные ямы, грибоварня, рыбокоптильня, амбары, овины, риги, житницы, шохи. Паспорта учемские колхозники получили лишь в 1979 году. Покидать родные места не спешили, несмотря на то, что дух крестьянства выдувался ветрами надвигающихся перемен. В годы «перестройки» закрыли ферму, снесли телятник, продали на мясо последнюю лошадь. К началу нового XXI века земли были приватизированы и распроданы под строительство коттеджей. В составе колхоза «Дружба» остался один человек — председатель. На сегодняшний день в Учме зимует около двадцати человек. Поля, веками кормившие и крестьян, и горожан, зарастают лесом.

На подтопленном полуострове, бывшим когда-то высоким берегом Волги, на холме из разбитого кирпича, оставшегося от Успенской соборной церкви, вблизи места, где покоятся мощи Святого Преподобного Кассиана, в 1989 году местным жителем Василием Гурьевичем Смирновым и его единомышленниками из Мышкинского Народного музея был установлен поклонный шестиметровый крест. В 1993 году Василий Смирнов построил памятную часовню, а спустя несколько лет в самой Учме, в трех амбарах и часовне XIX века, открыл «Учемский музей истории Кассиановой Пустыни и судьбы русской деревни». В 2006-м в Учму переехала его жена Елена Наумова. Вместе они расширили экспозицию и занялись исследовательской деятельностью. Два года назад к работе музея присоединилась Наталья Кублановская.

Теги: Коньково, Галерея Беляево, выставка, музей, история