статьи

Школа по-Ямбургски. В Теплом Стане учат детей по уникальной «адаптивной» системе

Фото: Регина Абдразякова
Школа по-Ямбургски. В Теплом Стане учат детей по уникальной «адаптивной» системе

Московская школа №109 в Теплом Стане придерживается адаптивной системы образования. Одаренные дети и дети с инвалидностью учатся вместе, но в разных классах, а педагоги вместе с учениками играют в спектаклях. Даже сам директор, именующий себя главным режиссером, не прочь выйти на сцену в образе Карабаса- Барабаса. 

Евгений Ямбург – заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук,  действующий член-корреспондент РАО, директор школы №109 с 46-летним стажем, автор книг по педагогике, Член союза писателей и Член союза педиатров.

"У меня театр не самоцель, а инструмент.  Ребятам необходимо давать ценности культуры в школе. У меня театр с детского сада – шикарные постановки, и в начальной школе, и в старшей", - рассказал Евгений Ямбург.

Школа №109 стала первой в Москве, которая взяла под свое крыло детский сад. По словам Ямбурга, в этом необычном детском саду дети с трех лет знакомятся с английским, робототехникой, работают с материалами «Монтессори» - методика занятий по сенсорному развитию в специально организованной среде, занятия с ними проводят педагоги-дефектологи и психологи. Все для того, чтобы выпустить в начальную школу ребенка, готового к обучению».  "В детском саду мы не учим детей читать и писать. Это задача школы. С трех лет мы развиваем моторику, речь, корректируем, если необходимо. Занимаемся иппотерапией, а также «релаксируем» тревожных детей в «гнезде"- отметила сопровождающая нас заведующая детским садом Екатерина Липейко.

 

Гнездо Ямбурга и прочее

В «гнездо» ведет неприметная с виду дверь, находящаяся напротив кабинета директора. Она открывается, и ты попадаешь сначала в узкий зеленый коридор с разноцветными лампочками, а затем в помещение, где в окружении декоративного «леса» и стоит гнездо Ямбурга -  своеобразный тренажер для «разгрузки» детей с неврозами и страхами.  Огромное гнездо сделано из настоящих прутьев и войлока.

"Эту экспозицию сделал российско-финский художник Александр Райхштейн. Он иллюстратор и дизайнер. Для детей создает такие вот интерактивные проекты.Суть гнезда в том, что туда залезают детки, и яйцо начинает разговаривать с ними. Оно спрашивает: как тебя зовут, что ты ешь и так далее. И так они релаксируются"  - пояснил директор необычной школы Евгений Александрович.

Помимо релаксирующего «гнезда» в школе есть самая настоящая конюшня, свой «Арбат Булата Окуджавы» - где отмечают учеников за успехи в школьной жизни, мастерская ремесел, кафе с барной стойкой и даже своя флотилия с двумя пароходами и шлюпками.

 

Владимир Музалев -  руководит клубом путешественников «Зюйд-вест» уже 25 лет."В нашем клубе мы изучаем природу, историю, ходим по каналам Москва-реки в походы, экспедиции. Учимся разводить костры и выживать в диких условиях, такие своего рода «скауты». После нашего клуба дети часто выбирают себе профессии географической и исторической направленности. Но главное, ученики в клубе учатся общаться и дружить, а в их жизни появляется романтика исследователей", - рассказал Владимир Анатольевич.

 

 

Ну что за дети?

Психолог начальной школы подтвердила слова о том, что сейчас дети действительно мало общаются, поскольку живому общению предпочитают виртуальное. 

«Как вы думаете, почему в кабинете психолога столы без углов? Правильно, чтобы способствовать коммуникации.  В младшей школе детей много активных, трудноуправляемых, с низким уровнем самоконтроля. Часто они не могут усидеть на месте, при всем этом у них слабые коммуникативные навыки», - объяснила психолог Ирина Девяткина.

По словам эксперта, дети мыслят следующим образом: зачем  узнавать и запоминать - если все легко «погуглить» в интернете, зачем знать стрелки часов - если можно посмотреть на экран телефона, зачем писать красиво - если можно напечатать. К сожалению, это общая проблема сегодняшнего времени.

Разницу в детях разных поколений отмечает и учитель младших классов Татьяна Жигулова.

«В современных детках я вижу состоявшихся людей, - рассказала учительница, - но по душевным качествам они могут дать фору даже взрослым. Современные дети настолько трогательны, искренни, что это позволяет им работать и душой, и сердцем. Но «раскачать» их на душевный разговор сложнее, чем предыдущие поколения.  Для этого нужно, чтобы ребенок доверял, и тогда он начнет проявляться».

Подход к современным детям в школе ищут, задействуя молодые ресурсы – в том числе вместе с бывшими выпускниками.

Василий Бизюков закончил школу Ямбурга и вернулся в нее уже в роли молодого учителя информатики для младших классов. Теперь учит детей методам «слепой» печати на клавиатуре.

 «Это очень важно, чтобы дети не задумывались о том, где какая буква находится, а получали знания.  В педагогику я пошел благодаря моей первой учительнице Александре Павловне Филиной. Она для меня стала педагогом для подражания  и второй мамой. В школе №109 ты не только учитель, но и инженер и, даже, немного актер. Это мне очень нравится. Планирую и дальше развиваться тут: расти ввысь, но не в ширь», - смеется молодой учитель.

 

 

 

О преемственности поколений в школе №109 символично напоминает  20-летний дуб – он стоит в  холле на третьем этаже школы. На него каждый класс вешает свой колокольчик и произносит «дубовую клятву». Необычные в школе Ямбурга даже перемены. По крайней мере, главная. Раз в день с 13:15 до 13:45 ученик может заявить о себе на сцене актового зала: прочитать стихотворение, спеть песню или станцевать.

Личностный рост и психо-драма

Воспитание и образование – единый процесс, без которого невозможно рассматривать сегодняшнюю школу. Поэтому «развлекательный» элемент в школе прочно «вписан» в образовательный.  «Я считаю каждый ученик должен хоть раз выйти на сцену и проявить себя, даже если он не собирается быть актером», - добавила заместитель директора по воспитательной работе Лидия Щипулина.

По ее словам, так реализуется воспитание психо-драмой, цель которого духовный рост личности. Когда человек находится на сцене – это не только «минута славы», но и серьезная подготовка к событию, а само выступление -  еще и ответственность.

Систему образования Евгения Ямбурга уже дала свои плоды. Выпускниками школы являются многие известные и медийные личности, такие как чемпионка по фигурному катанию Анна Щербакова, ведущий программы «Вести недели» Сергей Брилев и сыновья Владимира Высоцкого. Но Евгений Александрович хвалиться знаменитыми выпускниками не любит.

«Для меня обычная медсестра не менее важна, чем самый известный человек. У меня мама лежала с инсультом пять лет, а в соседней палате лежал герой СССР. И его обхаживала медсестра - она его ограждала ширмой, делала все процедуры, но вот потом пришла другая, менее корректная, и он умер. Поэтому каждый ученик по-своему ценен, и я всеми горжусь», - добавил Ямбург.

Несмотря на то, что в школе действует немало «инноваций», останавливаться на достигнутом коллектив не собирается. У педагогов много идей, как сделать процесс обучения еще лучше и эффективней.

«Как только мы получим дополнительное помещение, сразу приступим к внедрению новых методик. Раскрою один из замыслов. Вот уже несколько лет мы мечтаем сделать планетарий», -  поделилась замдиректора  в начальной школе Вера Могилевская.

По словам Ямбурга, управление школой – настоящая работа режиссера. «Режиссер – это такой человек, который руководит процессом создания спектакля «от и до»: он генерирует интересные идеи для успеха «картины», подбирает действующих лиц - учителей и учеников, привлекает различные средства. Главное, чтобы спектакль (в данном случае – образовательный процесс) стал качественным и успешным», - подытожил директор.

 

 

 

 

 

 

 

РЕГИНА АБДРАЗЯКОВА

Последние новости