В День авиации ПВО сотрудник Московского авиацентра вспоминает о своей службе в этих войсках
22 января летчики России отмечают свой профессиональный праздник —
День авиации войск противовоздушной обороны. В Московском авиационном
центре есть немало сотрудников, кто помнит и чтит этот замечательный день.
А ведь дата была выбрана неслучайно. Именно 22 января в 1942 году во время
Великой Отечественной войны началось формирование первого истребительного
корпуса авиации ПВО.
Истребительная авиация за годы войны стала одним из элементов
противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолетами
противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Летными экипажами было
совершено около 170 тысяч самолетовылетов и уничтожено в воздушных боях и на
аэродромах более 4 тысяч вражеских самолетов.
В этот день поздравления получают летчики-ветераны и все, кто служит или
служил в авиации ПВО.
В Московском авиационном центре работают более 15 сотрудников, чья
жизнь была связана с войсками противовоздушной обороны.
В этот день хочется рассказать про военного летчика 1 класса, летчика-
истребителя, полковника запаса Сергея Владимировича Кургузова, отдавшего более
25 лет службе в войсках ПВО. Сегодня он работает заместителем директора по
материально-техническому обеспечению — начальником Управления МТО в
Московском авиационном центре столичного Департамента ГОЧСиПБ.
Сергей с раннего детства знал, что будет летчиком. Все школьные годы
выписывал журнал «Техника молодежи», откуда черпал первые знания о самолетах.
Другие профессии даже не рассматривались.
В 1976 году он поступил на летный факультет в Ставропольское летное
училище. Как считал Сергей, если быть военным летчиком, то непременно
летчиком-истребителем. Именно здесь все его мечты стали воплощаться в жизнь.
«Первый полет с инструктором навечно отпечатался в памяти, — делится
воспоминаниями Сергей Кургузов. — Это было на аэродроме Мариновка в
Волгоградской области на самолете Л-29. Ощущение бескрайности, смотришь по
сторонам — вроде все видишь, а на самом деле не замечаешь ничего… На слова
инструктора по «левому борту наш аэродром» — киваешь головой, а сам полностью
погружаешься в бездонность неба. Впечатление усиливал и тот факт, что для меня
это был лишь второй «подъем в воздух» (первый раз на гражданском самолете от
дома до училища). Среди облаков испытываешь возвышенное чувство настоящей
удовлетворенности и понимаешь, что ты на своем месте».
После окончания училища молодого летчика ожидало распределение, которое
прошло довольно демократично. По своему желанию нести службу в Московском
округе, Сергей был отправлен в Моршанск. Честно говоря, выбор был
предопределен: на 4 курсе училища он познакомился со своей будущей женой,
которая мечтала побывать в столице. Прослужил Сергей в этом городе, на севере
Тамбовской области, 3 года, и его перевели в Хотилово.
«Красивейшее место, вокруг леса, — рассказывает Сергей Кургузов. — Там я
провел большую часть службы, летая на МиГ-25. В 1993 я окончил Тверскую
военную академию Противовоздушной обороны им. маршала Советского Союза Г.
К. Жукова и вернулся к месту службы командиром эскадрильи. Летать стал на МиГ-
31 — современном высотном истребителе-перехватчике. А потом — роковой день…
Так вышло, что в 1997 году, при облете самолета, воздушное судно загорелось. Мне
пришлось катапультироваться, что привело к серьезной травме».
Этот день определил дальнейшую судьбу Сергея. К большому сожалению,
вернуться к летной работе по медицинским показаниям он не смог, тогда и
перевелся в Москву на должность старшего офицера оперативного управления.
Всего 26 лет военной службы в авиации войск ПВО, более 20 лет в составе
экипажа истребителя, и по выходу на военную пенсию — жизнь связывает летчика с
Московским авиационным центром.
«В 2004 году я пришел в МАЦ на должность диспетчера суточного плана
полетов, — вспоминает Сергей Владимирович. — Последние годы службы в армии
я как раз занимался командными пунктами, так что работа была мне хорошо
известна. Московский авиацентр только начинал свой путь, и необходимо было
выполнять полеты над столицей. А как мы знаем, Москва — запретная зона, и
нужно было отработать документы по совместным действиям с командным пунктом
Командования специального назначения».
В Московском авиационном центре Сергей Кургузов прошел путь от
диспетчера до начальника центра планирования, организации контроля и
управления воздушным движением.
С 2009 года Сергей Владимирович занимает должность заместителя директора
по материально-техническому обеспечению и успешно применяет все свое
мастерство, работая в Московском авиационном центре. Здесь ему очень
пригодился опыт службы на командных должностях.
«Весь путь, проделанный за годы службы в авиации войск противовоздушной
обороны, незаменим и помогает в повседневной работе, — говорит Сергей
Кургузов. — Сегодня вместе с коллегами из Московского авиационного центра мы
вспоминаем былые годы военной службы и, конечно же, отмечаем все праздники,
связанные с этим важным периодом нашей жизни. Хочу от себя лично и от
руководства ГКУ «МАЦ» поздравить всех причастных к авиации войск ПВО и
пожелать здоровья, счастья и безоблачного неба над головой».