Депутат МГД Степан Орлов: Речная маршрутная система Москвы будет самой насыщенной в Европе
О том, что речная маршрутная система столицы будет самой насыщенной среди городов Европы, сообщил в ходе беседы с журналистами Агентства городских новостей «Москва» председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. Общаясь с журналистами, он затронул и тему возрождения регулярной пассажирской навигации.
«Полноценная речная маршрутная система, интегрированная в контур городского общественного транспорта, для Москвы – не утопия, а уже близкая реальность. Согласно планам столичных властей в 2022 году по городу поедут, точнее, поплывут речные автобусы, проезд на них станет доступен с картой «Тройка». Вместе с тем и на Москве-реке, и на каналах возведут комфортабельные современные пристани, позволяющие сделать быструю пересадку на другие виды транспорта. Нечто подобное, кстати, работает в Хельсинки, Осло и других европейски столицах. Но в Москве с её размерами в любом случае карта маршрутов будет куда более насыщенной», – заверил журналистов депутат Мосгордумы.
Степан Орлов отметил, что исторически именно главная водная артерия столицы задавала московский ритм жизни: по Москве-реке всегда проходила оживлённая навигация, а на берегах хватало пристаней и даже крупных портов, прежде всего грузовых, перед которыми собирались самые настоящие пробки.
«К началу прошлого столетия Москва-река сильно обмелела, что было, впрочем, исправлено введением в строй канала имени Москвы. Волжские воды дали ей в прямом смысле слова новую жизнь. Тогда, в 1930-е годы, в столице появились многокилометровые гранитные набережные, крупные речные вокзалы – одним из них является только что великолепно отреставрированный Северный вокзал – и она стала полноценным «портом пяти морей», где пролегали водные пути-дороги миллионов пассажиров круизных судов и речных трамвайчиков. А в лихие 90-е регулярные пассажироперевозки сошли на нет. Не осталось даже знаменитых «ракет» на подводных крыльях. По реке продолжают курсировать лишь круизные суда, не несущие именно транспортной функции в границах столицы», – сказал депутат Мосгордумы.
Степан Орлов отметил, что попытки возрождения регулярной пассажирской навигации в Москве предпринимались неоднократно.
«Мы помним смелые проекты речных катамаранов и даже пересадочных узлов – достаточно сырые, надо сказать. Но парадокс заключается в том, что ещё в начале 2000-х даже на самых передовых «речных автобусах» было решительно некому ездить – вне исторического центра набережные Москвы-реки представляли собой либо бесконечные промзоны, либо вовсе безлюдные пустыни. Всё изменилось сравнительно недавно, когда трансформировалась сама концепция развития мегаполиса: речные берега буквально наполнились жизнью, вместо безликих запущенных экс-территорий заводов и фабрик тут стали расти новые жилые районы, технопарки, бизнес-центры и новаторские арт-кварталы. Вместе с тем Москва переживает настоящий пик популярности как центр притяжения внутрироссийского и международного туризма – она однозначно является самым посещаемым городом страны», – сказал депутат, подчеркнув, что сопряжённые с классической транспортной инфраструктурой быстроходные и при том «романтические» речные автобусы будут востребованы как туристами, так и москвичами.
«Первые станут любоваться с борта Кремлём, златоглавыми соборами и другими всемирно известными сооружениями. Вторые – по-новому и не менее удобно добираться на работу или по другим делам. Флот для этих целей практически готов, московскими транспортниками разработана подробнейшая схема планирования транспортно-пересадочных узлов и новых пристаней. Между прочим, специалисты учитывали опыт организации пассажирских перевозок на МЦК и МЦД – задачи у пассажирских систем, что логично, схожие. Иными словами, в ближайшем будущем нас ждёт появление принципиально нового вида транспорта – или, иначе говоря, возрождение основательно забытого способа передвижения по прекрасному городу с поправкой на реалии динамичного XXI века», – сказал в заключение депутат Мосгордумы.