Графика, живопись и мозаичные панно. В галерее «Беляево» открыта выставка «Непридуманная земля»
Выставка «Непридуманная земля» в галерее «Беляево» собрала работы двух художников – отца и сына – Валентина и Антона Стриженко. Валентин в своем творчестве вдохновляется эстетикой русских деревень, тогда как Антон – городской художник.
Несмотря на все различия, есть в их работах общие черты, помимо родства авторов.
ОТЕЦ И СЫН: РАЗНИЦА
Художник-отец Валентин Семенович Стриженко (1940-2001 гг.) после окончания Московского высшего художественно-промышленного училища, попал по распределению в Тулу. Его всегда привлекали природные ландшафты и деревенские зарисовки.
«Отец был просто одержим оврагами. Каждые выходные всей семьей мы выезжали на какой-либо овраг на пленэр. Он видел в них что-то свое, особое, понятное только ему», - говорит Антон Стриженко.
Одной из ярких работ художника-монументалиста Валентина Стриженко является картина под названием «Доколе?» на тему покинутых русских деревень.
«Есть такой удивительный композитор Ведель. Потрясают его храмовые произведения. Несколько слов всего лишь повторяются, бесконечно варьируется их тональность. Конечно это слова «Доколе, доколе забудешь меня…» Когда я впервые их услышал, о названии картины даже не думал, а название оно само явилось», - рассказывал Валентин Стриженко журналистам.
Творчество Валентина продолжает его сын – Антон Стриженко. Предметом интереса Антона является современный город с его ритмом и динамикой. После окончания того же Московского высшего художественно-промышленного училища он остался в Москве и обзавелся семьей.
«Мозаичную композицию я сделал в период самоизоляции. Поэтому тут вы можете увидеть «куаркоды» и «куаркота». Для меня это было скорее медитация, я успокаивался таким образом. Несмотря на то, что я городской художник, я не большой фанат цифровизации, я за живое общение», - делится Антон Стриженко.
ОТЕЦ И СЫН: ОБЩЕЕ
Валентин и Антон Стриженко принадлежат к одной школе – строгановской. Художники строгановской древнерусской живописи помимо икон, создавали пейзажи, на которых изображали холмы, реки, птиц в сумрачной цветовой гамме.
Один из залов «Непридуманной земли» также посвящен семейной тематике. На выставке можно увидеть портреты членов семьи художников. Антон, как и его отец, обращается к образам жены и детей в создании работ. Например, биографичны работы под названием «Адам», «Ева», «Плод».
«У меня дочь вышла замуж за африканца. Вот серия работ – рефлексия на эту тему. Она уехала в Кению, и я сделал Еву в образе моей дочери, а это Адам – ее темнокожий муж. Между ними яблоко - «Плод», который уже родился, - смеется Антон.
Валентин и Антон также создают «свои» миры, но каждый по-своему. Они не пишут с натуры какой-то пейзаж в первозданном виде, они обязательно привносят в него что-то свое в узнаваемой «строгановской» манере.
К тому же оба, отец и сын, изображают такие вещи, к которым взгляд художников обычно обращается довольно редко – это овраги или фастфуд. «Ну кому придет в голову рисовать то, что все и так видят каждый день? - рассуждает Антон, - Наверное, это тоже наша семейная черта». Правда, обыденность эта у Стриженко крайне индивидуальна. Например, «Фастфуд» он рисует в стиле исторической помпейской живописи.
«Я смотрю на то, как люди едят фастфуд, делают селфи или сидят в телефоне и представляю, как бы это мог изобразить античный мастер», - признался Антон.
О ЧЁМ ВЫСТАВКА
С первого взгляда название выставки кажется не уместным. Казалось бы, отец и сын, деревня и город, тема семьи – логичней было бы назвать выставку «Прощание с Матерой», отсылая к повести Валентина Распутина. Но кураторы выставки пошли дальше и назвали ее «Непридуманная земля», отражая на основе творчества отца и сына первый закон диалектики о единстве и борьбе противоположностей, который является движущей силой жизни на Земле.
-- Регина АБДРАЗЯКОВА