Новости

Эксперт: Регионы вправе вводить ответственность в условиях пандемии

Эксперт: Регионы вправе вводить ответственность в условиях пандемии

Субъекты РФ уполномочены устанавливать ответственность на региональном уровне за нарушение эпидемиологического режима в условиях распространения коронавируса, и в этом невозможно сомневаться, считает доцент кафедры государственного и административного права Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Екатерина Дмитрикова.

Свое мнение она озвучила журналистам Агентства городских новостей «Москва», комментируя вышедший 21 апреля обзор президиума Верховного суда России (ВС).

По словам эксперта, ответы Верховного суда на вопросы о применении административного, гражданского и уголовного законодательства, а также о течении процессуальных сроков в условиях действия в России принятых мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией, не имеют силы обязательного указания для судов, носят рекомендательный характер, но учитываются в юридической практике. Она также напомнила, что в обзоре был рассмотрен пример московского регулирования, однако прямого ответа Верховный суд по применению региональных КоАП в документе не дал.

«Обзор Верховного суда не ставит по сомнение наличие полномочий, которые предоставлены субъектам в части установления ответственности на своем региональном уровне за нарушение эпидемиологического режима в условиях распространения коронавируса. Вопреки высказываниям ряда экспертов, можно с уверенностью сказать, что ВС не делал вывод, что законодательное регулирование на уровне субъекта, конкретно в Москве, установлены незаконно», - сказала Дмитрикова.

Использование своих мер КоАП в Москве вызвало споры в экспертном сообществе после выхода документа ВС только потому, что это был единственный приведенный пример регионального применения законодательства, отметила эксперт. Особые правила в условиях режима повышенной готовности были установлены и в других регионах. При этом Дмитрикова заметила, что во многих субъектах могут возникнуть проблемы разграничения регионального и федерального законов.

Дмитриева также добавила, что недосказанность в обзоре Верховного суда о разграничении правил, которые установлены во исполнение федерального закона, и собственных правил, которые может устанавливать субъект, исходя из ФЗ-68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», привела «к странным выводам, что можно вовсе ничего не соблюдать, если правила и ответственность для граждан установлены в Москве и других регионах в режиме повышенной готовности».

«Фактически комплекс законов и норм подразумевает для субъектов право вводить свои требования. В целом каждый регион может опираться на две группы правил: первое - принятые на своем уровне, не противоречащие федеральным законам; второе – установленные для исполнения федерального законодательства при введении режима повышенной готовности в соответствие с законом о ЧС», - отметила эксперт.

Дмитрикова указала, прежде всего, на положение статьи 1.3.1 КоАП, которая предусматривает право регионов устанавливать административную ответственность за нарушение законов и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По ее словам, столица применила эту норму. Ранее в городе были установлены нормы регионального законодательства об административных правонарушениях при несоблюдении режима изоляции и за отсутствие цифровых пропусков. В Москве для граждан введены штрафы до 5 тысяч рублей.

Эти меры закреплены статьей 3.18.1 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (КоАП Москвы). Кроме того, обязанность оформления пропусков установлена другим указом Мэра Москвы от 11 апреля 2020 г. № 43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве». При этом Верховный суд не упомянул вовсе о данных указах в своих ответах.

Эксперт также сослалась на статью 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения». Она введена Федеральным законом N 99-ФЗ 1 апреля 2020 года, чтобы обеспечить регулирование ситуации в условиях надвигающейся эпидемии.

«Чтобы разграничить вопрос регионального или федерального регулирования, то здесь возникает необходимость определения, о нарушении каких правил идет речь. Если уже ввернуться к разъяснению, которое дат ВС, то под этими нормами предлагается понимать правила, установленные Российской Федерацией и иные правила, которые установлены дополнительно», - отметила она.

Фактически здесь регион должен обеспечить выполнение норм и ответственности граждан, которые государство заложило, если на той или иной территории введен режима повышенной готовности и существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Статья 20.6.1 КоАП РФ предусматривает для всех граждан России за нарушение режима самоизоляции и санитарно-эпидемиологических мер предупреждение или штраф от 1 тысячи до 30 тысяч рублей, для должностных лиц - штраф от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Для нарушивших карантин предусматривает штраф от 15 тысяч до 40 тысяч рублей.

Юрист напомнила также, что полномочия субъектов действовать самостоятельно определены и статьей 11 ФЗ-68 о защите населения. Она определяет полномочия органов власти субъектов.

«Законодатель определяет для субъектов возможность установления своих правил при введении режима повышенной готовности», - отметила она.

Помимо этого, законом субъекты наделяются возможностью устанавливать правила поведения в регионе с учетом особенностей ситуации и во исполнение правил поведения, которые установлены постановление правительства N 417.

Соответствующее постановление правительства России было принято 2 апреля 2020 года. Согласно документу, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Фото: mosday.ru

Последние новости