статьи

Опять двойка? Психолог из нашего округа рассказывает, как привить ребёнку любовь к учёбе

Фото: VLADIMIR MELNIKOV/GLOBALLOOKPRESS.COM
Опять двойка? Психолог из нашего округа рассказывает, как привить ребёнку любовь к учёбе

Если оценки вашего ребёнка оставляют желать лучшего, это не повод сразу обвинять его в безответственности. Сначала необходимо разобраться, что мешает ему учиться лучше и как взрослые могут помочь справиться с трудностями. Психолог школы № 1507 Анна Владимировна Литвинцева собрала важные советы для родителей школьников.

«Почти у каждого ребёнка время от времени возникают сложности с учёбой, – объясняет Анна Владимировна. – Родители пробуют разные подходы. Это может быть как строжайший контроль за уроками, так и мнение, что вся ответственность за оценки лежит исключительно на школьнике. На мой взгляд, ключ к успеху – в понимании, что успешный образовательный процесс невозможен без доверительного сотрудничества между ребёнком, семьёй и школой».

ДИАЛОГ – ЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ

Вечером школьника невозможно усадить за уроки, а утром – разбудить в школу? Поговорите с ним, определите, почему он потерял интерес к учёбе. Уточните, что именно вызывает трудности в учебном процессе. Зачастую дети могут достаточно чётко описать свои затруднения и их причины, что поможет вам составить план совместных действий и понять, какие ресурсы и в какой мере задействовать.

НЕ РУГАЙТЕ ШКОЛУ

Если ребёнку сложно описать затруднение, совместно с ним обращайтесь к школьным специалистам. В первую очередь к классному руководителю, а также к учителям-предметникам, социальному педагогу, школьному психологу. Специалисты помогут определить наиболее эффективную стратегию и поставить первоочередные задачи. Не ругайте школу в присутствии детей. Даже если вы считаете,
что учитель неправ, или задание в учебнике кажется вам бессмысленным, оставьте критику при себе. Если вы подорвёте авторитет школы в сознании ребёнка, то о серь ёзном отношении к учёбе можно забыть.

ВАЖНОСТЬ РЕЖИМА

Не забывайте о том, что организм ребёнка постоянно меняется, иногда очень быстро и резко. То, что мы называем ленью и несобранностью, может оказаться хронической усталостью, вызванной таким неравно мерным ростом. Регулярно проходите с детьми диспансеризацию, прислушивайтесь к советам врачей и обращайте самое пристальное внимание на режим их питания, сна и отдыха, количество основных и дополнительных занятий.

ВНИМАНИЕ И ПОДДЕРЖКА

Поддерживайте ребёнка, говорите ему, насколько значима для вас его школьная жизнь. Обсуждайте с ним прошедший день или неделю, хвалите за проявленную инициативу. Отмечайте его достижения: «Раньше ты не умел так делать, а теперь умеешь!» Сосредоточивайтесь не на оценках, а на успешном движении вашего ребёнка по ступенькам мастерства, будь то сложение столбиком, попадание мячом точно в цель или выступление на ученической конференции с научным докладом.

КРУЖКИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Обсуждайте с ребёнком различные профессии: какая его больше всего сейчас интересует, почему он считает её важной и значимой, какие ключевые навыки требуются, чтобы овладеть ею в совершенстве. Уже в средней школе вместе с детьми начинайте обозначать ориентир для будущей профессии. Посещайте с ним тематические мероприятия, помогайте находить кружки, дополнительные занятия и онлайн-ресурсы.

БУДЬТЕ АКТИВНЫМИ

Показывайте ребёнку, насколько важна его школьная жизнь для всей семьи, не только для мам и пап, но и бабушек и дедушек, сестёр и братьев, – по мере возможности участвуйте в различных школьных активностях: праздниках, экскурсиях, спартакиадах и т. д. Находитесь в контакте с классным руководителем, старайтесь быть в курсе происходящих в школе событий. Объясняйте ребёнку, что в школе классный руководитель – первый помощник при возникающих трудностях.

ОБМЕН ОПЫТОМ

Расскажите ребёнку о своём позитивном школьном опыте, вспомните любимых учителей, забавные истории, которые с вами происходили в детстве. Посмотрите с ним фильмы о школе, почитайте книги, обязательно обсудив потом поступки героев и причины, которые их к этому могли подтолк нуть. Важно показать детям, что вы готовы конструктивно взаимодействовать со школой, не сомневаетесь в компетенции учителей и цените их труд.

ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМЯ

Планирование задач позволит эффективнее распределять нагрузку. Например, большое задание можно выполнить небольшими порциями за несколько дней. Записывать задачи на каждый день можно на стикерах, магнитной доске или в онлайн-планировщик. Умение назначать сроки и укладываться в них будет полезно ребёнку на протяжении всей жизни.


ПОМНИТЕ: внутренняя мотивация всегда сильнее внешней. Ребёнок должен чётко понимать, зачем он учится и как сможет применить те или иные знания в будущем. Поэтому если ваш сын или дочь проявляет интерес к какому-то предмету или теме – обязательно поощряйте его. Хвалите школьника за любые успехи, а в случае неудач не давайте волю эмоциям. Если не усвоил материал – постарайтесь объяснить его другим способом. Допустил ошибку? Разберитесь вместе, что к ней привело и как избежать её повторения. Ребёнок не должен бояться ошибиться – ведь на ошибках учатся. 


ЮЛИЯ ВАКУЛЕНКО 

Последние новости